Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

В Москве создается очередное, уже второе по счету Правительство Украины в изгнании. Создает его, как и в прошлый раз (в 2014 году) бывший украинский премьер — министр Николай Азаров. Об этом он сообщил электронным СМИ. В 2014 году Азаров не получил поддержки Кремля и не довел идею «изгнанного правительства» до конца, ограничившись арендой офиса в российской столице и открытием общественной организации «Комитет спасения Украины». С чем связана его вторая попытка? Все «правительства в изгнании» создаются с единственной целью: вернуться в свою страну и возглавить ее. Но реально ли это для Азарова и Украины? Об этом «МК» спросил у ведущего украинского политолога Вадима КАРАСЕВА и российского ученого, политического деятеля Константина ЗАТУЛИНА.

Правительство Украины в изгнании: Азаров захотел из Москвы взять Донбасс

Вадим КАРАСЕВ, директор Института глобальных стратегий (Киев):

— Политику, который еще на что-то рассчитывает, нужно постоянно создавать информационные поводы, чтобы его не забыли. Азаров, видимо, хочет, чтобы о нем помнили хотя бы в России. И мне кажется, что он надеется получить карт-бланш в ДНР и ЛНР.

Расчет Азарова достаточно прост: 2017 год будет очень сложным для Украины с экономической точки зрения. Поэтому он решил «подсуетиться» и в пожарном порядке «склепать» некий кабинет альтернативного развития, который, глядя из-за рубежа, из Москвы, будет критиковать украинское правительство и обвинять его в том, что на Украине живется все хуже и хуже. Оппозицию на Украине сейчас слышно очень плохо, а Азаров, используя ресурс российской пропаганды, может насытить медиапространство критикой. Но в центре и на западе Украины Азаров крайне непопулярен, поэтому его взор обращен прежде всего на мятежный восток.

В самопровозглашенных республиках Донбасса есть огромная управленческая проблема (новые элиты ничего не умеют), и Азаров может рассчитывать на свое возвращение к влиятельным рычагам в этих регионах, если не будет никакого продвижения в минском процессе и нормандском формате.

— Есть ли шанс у «правительства в изгнании» вернуться во властные кабинеты всей Украины в перспективе?

— Думаю, что ему не удастся создать полноценное «правительство в изгнании», даже сформировать его костяк. Где он наберет в Москве столько профессиональных и квалифицированных изгнанников из Киева? Тем более, что на Украине уже есть «теневое правительство» под руководством Бориса Колесникова, сформированное на базе бывшей «Партии регионов». Есть другие оппозиционные кабинеты. Азарова можно обвинять в чем угодно, только не в маниловщине. Поэтому он предпринимает вполне прагматичную попытку вместо того, чтобы уйти в небытие, получить бонусы на экономических проблемах Украины и остаться на политическом плаву. А для этого надо собрать находящихся в России соратников и выдвинуть некие программные тезисы. Ну а вдруг «черный лебедь вылетит» или «рак на горе свистнет»? И тогда уже все может случится, и появится шанс сказать: «а мы не спали, мы уже готовы вернуться в Киев».

— В период между объявлениями о создании «правительства в изгнании» в 2014-ом и 2017-ом Азаров каким-то образом общался с жителями и элитами Украины?

— А как он мог общаться? На него в Украине заведены уголовные дела, он заочно арестован. И, видимо, он сам не очень хотел общаться. Даже Захарченко и Плотницкий общаются с жителями регионов востока в чатах, а Азаров и этого не делал. Поэтому я отношусь со скепсисом к этому главе «правительства в изгнании». Ведь он не стремился до сих пор быть услышанным на Украине. Ну и идей, которые могли бы привлечь внимание людей к этому правительству, тоже не было до сих пор.

— Вы живете на Украине, но часто бываете в России, общаетесь с российскими политиками и политологами. На ваш взгляд: российские элиты поддерживают Азарова, или же Москва планирует использовать его в своих целях на Украине, в торге с Киевом?

— Москва никак не собирается использовать Азарова, если только не произойдет какого-то глобального «облома» на Украине. Я думаю, что все это — личная инициатива Азарова и тех бывших представителей власти, которые переехали в Москву. Москва им не мешает, но и не относится к ним всерьез. Пока что.

— Почему?

— Потому что у Москвы и Киева сейчас нет вообще никаких отношений. Нет послов, нет регулярного общения. А когда так — то и в каком-то внедрении «засланных казачков», в каких-то интригах и комбинациях нет ни малейшего смысла.

Существуют только отношения между отдельными людьми. Три миллиона украинцев работают в России, десятки российских опальных политиков работают в Киеве. Илья Пономарев, например. Приезжают в Киев иногда российские журналисты. Например, российская радиостанция «Эхо Москвы» брала недавно интервью у Кравчука. То есть приватные контакты существуют. А если говорить об элитах, предпринимательских и политических, то их контакты свернуты, за исключением точечных переговоров по газу или проблеме военнопленных. То есть отношения между странами на нулевом уровне, и как следствие — влияние друг на друга тоже нулевое.

Константин ЗАТУЛИН, директор Института стран СНГ, депутат ГД, первый заместитель комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками:

— Азаров еще не создавал правительства в изгнании, а только допускает такую возможность, а вот Комитет спасения Украины он провозгласил, у него есть офис на Октябрьской, он работает с мигрантами из Украины. Мы несколько раз встречались с Азаровым и периодически решаем вопросы, связанные с переселенцами из Украины. Мы планируем в ближайшее время пригласить Азарова и других близких ему политиков на наш комитет Госдумы для обсуждения проблемы политических беженцев и мигрантов.

— В чем может заключаться миссия «правительства Украины в изгнании», возможно ли, чтобы оно вернулось на Украину и взяло власть там?

— Существуют исторические опыты мигрантских правительств. Правительство Людовика ХVIII оставалось эмигрантским в течение десятилетий, в бытность Наполеона во главе Франции, а потом, когда Наполеон пал, оно оказалось действующим, а Людовик вернулся во Францию королем. Это — один из первых примеров, есть масса и более современных.

Обычно мигранские правительства возникают в связи с грубым нарушением порядка вещей в стране: с переворотом или революций. После Октябрьской революции в России, столетие которой мы отмечаем в этом году, возникла бездна эмигранстких правительств.

Понятно, что переворот на Украине дает такой же повод для создания эмигрантского украинского правительства. Азаров тесно сотрудничает с Владимиром Олейником, который сделал запрос в российский суд о признании событий на Украине в 2014 году государственным переворотом.

И если мы признали эти события государственным переворотом, то мы не можем не признавать существования эмигрантского правительства и других политических эмигрантов из Украины в Россию. Но в этом отношении у нас есть очень серьезная проблема. Она заключается в том, что на основании безвизового режима с Украиной мы не рассматриваем беженцев с Украины в качестве политических эмигрантов. Это — одна из несуразностей нашего гражданского законодательства, которое отрицает очевидные вещи. У нас миллионы людей, которые бежали с Украины от переворота или гражданской войны, они преследуются на Украине, а мы в России их рассматриваем не как беженцев, а как добровольных переселенцев в Россию. То есть мы сами себя запутали. Я лично хотел бы внести поправки в законодательство, чтобы эту ситуацию изменить, и занимаюсь этим с коллегами из России и Украины.

— Россия будет поддерживать «правительство Украины в изгнании» на государственном уровне?

— Это — очень тонкий вопрос, который будет зависеть от наших отношений с Украиной. Я лично полагаю, что наши нынешние отношения с Украиной должны нас подталкивать к тому, чтобы мы оказывали определенную поддержку Азарову и его правительству. Но эта поддержка, конечно, не должна быть чрезмерной, и не должна диктовать риторику наших отношений с Киевом. Но если наш суд назвал происшедшее на Украине переворотом, то нужно быть последовательными.

— Украинский политолог Вадим Карасев высказал мне свою версию мотивации Азарова: он полагает, что бывший премьер Украины хочет использовать статус главы «правительства в изгнании», чтобы получить контроль над ДНР и ЛНР. Ваше мнение относительно этой реплики украинского коллеги?

— Я думаю, что на данном этапе контроль Азарова над Донбассом невозможен. Украинские политики, которые обосновались в России, начиная от Януковича — это люди, которые несут ответственность за произошедшее на Украине в 2014 году, не использовавшие своих возможностей для того, чтобы предотвратить переворот. И в Донбассе к ним относятся именно так. Те, кто сегодня у руля ДНР и ЛНР — люди абсолютно новые, и они не хотят пускать к себе тех, кто был до них. Они не пускают к себе на территорию никого из бывших, включая Азарова.

При этом нужно понимать, что ответственность Азарова, безусловно, ниже, потому что Янукович снял его с должности главы правительства накануне переворота. Одна из причин переворота в том, что Азарова удалили. Потому что он вел себя достаточно твердо, а его преемники стали «играть в игрушки» с Майданом. Теперь они тоже у нас эмигранты.

Поэтому если лично я воспринимаю Януковича, как отрицательного персонажа, то Азарова — как положительного. Он мог бы принести пользу ДНР и ЛНР. Как и Виктор Тихонов — многолетний председатель Луганского облсовета, бывший вице-премьер правительства Украины и посол Украины в Белоруссии. Он задолго до всех заговорил о федерализме на Украине, боролся за русский язык еще при президенте Украины Кучме. Почему его не пустить в ЛНР? Но вернуться в Луганск он не может. Он сделал такую попытку, и мы еле-еле его оттуда вытащили. Потому что речь зашла буквально о его жизни. Или Валерий Голенко — последний председатель Луганского облсовета, выл одно время губернатором Луганской области. Он тоже находится в Москве и не может вернуться в ЛНР. Очень жаль, что современная правящая команда Донбасса воспринимает их, как врагов. Думаю, что дать возможность способным людям помочь республикам, внести свой вклад — было бы правильно. Ведь они никого не предали, не смирились с нынешним режимом в Киеве, а выступают против него.

Но Россия в данном случае никак не может повлиять на ситуацию, если не считать нашего права дать совет. Эти республики, как и избранная власть ДНР и ЛНР, абсолютно независимы от Москвы, что бы ни говорили наши оппоненты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *